От райпедкабинета до РИМЦа

Для нормального функционирования школы всегда было очень важным методическое обеспечение, квалифицированная методическая поддержка молодых, начинающих пли обучающихся заочно учителей. Наша школа постоянно имела учителя, повышающего профессиональный уровень и нуждающегося в специальной ли¬тературе, которой зачастую не находилось в библиотеках.

Такие учреждения зарождались еще на заре советской власти. С начала 1923 года быстро растет число учитель¬ских курсов, учащаются конференции, съезды по народно¬му образованию. Центрами этой! деятельности становились опорно-показательные школы, дома работников просвеще-ния. Создавались районные методические советы, в стани¬цах и селах - ячейки учителей. Нередко хуторской! или аульный учитель по выходным дням шел за много верст на собрание, чтобы услышать заезжего пропагандиста или чтение новой книги, - сообщают историки.

После того как Каневской район был освобожден от фашистов, началось формирование штатов, ученического контингента школ, причем большие сложности воз никали с учебниками и письменными принадлежностя¬ми. Но уже в ноябре, после того как начались занятия и школах в новом 1943/44 учебном году, заведующая районо О. Л. Иванова издает приказ (№ 118 от 1.11.43 г.), параграф пятый которого определяет: «Назначить зав. пяйпедкабинетом т. Сергееву В. Г. (с окладом 400 руб.) >.

Даже в это суровое время учитель должен был получить полноценную консультацию, необходимый совет, методическую помощь. Школа всегда работала в необходимом режиме. В этом же месяце (Пр. № 126 от 26.11.43 г.) назначаются руководители районных предметных комиссий «по физике- Асмолова Н. К., по русскому языку и литературе Марков Л. В., по географии Салион И. Е., по истории - Абрамова Г. Н., по естествознанию) - Жар ко Ф. А., по немецкому языку - Сухонос Л. II.», а также руководители кустовых методобъединений и даже «представители от РОНО в комиссию по смотру художественной самодеятельности». Это в 1943 году!

Позже заведующей педкабинетом была и сама О. Л. Иванова, менялись они часто, уж чем объяснить это, - может, необходимостью военных лет, может, условиями самих работников. Но в полную силу райпедкабинет заработал в конце 50-х, когда методическая служба получила собственное помещение. Тогда же, в конце 50-х заведующими побывали вновь О. Л. Иванова, и В. Г. Сергеева, М. И. Шкуро и другие. И проработав даже недолго, они внесли свой большой вклад в накопление методического опыта, в расширение методического фонда, в формирование районного учительского коллектива.

После методкабинета В. Г. Сергеева работала директором Дома учителя. Многие каневчане помнят ее как прекрасного, доброго, большой души человека. При В. Г. Сергеевой Дом учителя стал центром культурной жизни, духовного общения учителей. Здесь была хорошая библиотека, в которую записывались многие каневчане, работали кружки, большой популярностью пользовался хор, в котором пели истинные любители музыки после того, как были выданы сегодняшние и подготовлены завтрашние уроки.

Руководил хором человек, влюбленный в песню - Яков Егорович Жигунов. Долгое время хору Дома учителя не было равных в станице, и ни один концерт не обходился без выступления учителей, очень тепло принимавшихся зрителями.

Располагался Дом учителя в помещении бывшего детского дома, в 70-80 годы носил название Дома работников просвещения, он был известен еще и как «резиденция» райкома профсоюза работников просвещения, и дорогу сюда не знал только ленивый - в то время райком союза обеспечивал путевками в санатории и дома отдыха многих учителей, а путевки в пионерский лагерь по смешной нынче цене мог получить почти каждый. Долгие годы своей трудовой деятельности отдала райкому союза Вера Алексеевна Терешкова, затем там работала Р. Г. Жуковская, бывшая первым логопедом в районе.

В 80-90 годы деятельность Дома учителя уже не была кипучей, и вскоре он как-то тихо и незаметно умер. Но еще и по сию пору кондукторы в автобусах первого маршрута объявляют остановку: «Районо», «Дом учителя», хотя ни того, ни другого уже нет в этих зданиях, а вот память людская не может с этим смириться. И правда, не станешь же объявлять «Централизованная бухгалтерия РОНО», очень длинно и неудобно. Вот и живет поныне Дом учителя, пусть даже в памяти.

Во дворе напротив Дома учителя стоит невысокое, приземистое, вросшее в землю здание, в котором во времена детского дома были прачечные. Когда детский дом расформировали, в здании, отреставрированном насколько возможно, поселился методкабинет. Маленькие подслеповатые оконца, низкие потолки, цементные крашеные полы не помешали, однако, развернуть в помещении большую работу по созданию методического центра.

Долгое время, начиная с 1964 года, работала здесь Мария Федоровна Хорошильцева, 14 лет своей педагогической деятельности она отдала методкабинету. Хрупкая, подвижная, она несла эту нелегкую ношу на своих плечах не жалуясь, хотя работа была не из легких и оплата не из высоких.

В штате РМК числился... один человек, она, М. Ф. Хорошильцева, и эта штатная единица должна была успевать посещать школы, обобщать и распространять опыт, проводить семинары, смотры, конкурсы, предметные секции, оказывать методическую помощь нуждающимся. А еще надо было ухаживать за цветами, которые она очень любила и которые бушевали на низеньких подоконниках. При методкабинете была библиотека с методической литературой, которой тоже ведала Мария Федоровна. Позже библиотеку передали в Дом учителя. И уже где-то в семидесятые годы в методкабинет дали еще одну штатную единицу - методиста.

В 1978 году заведующей методкабинетом стала Галина Ивановна Дуленко, проработавшая здесь сравнительно долго, до 1987 года, когда ее сменила Лидия Васильевна Бондаренко. В 1993 году заведующей стала Т. В. Коротицкая, а в 1994 году на должность руководителя методкабинета назначена Т. П. Доброславская.


В РИМЦе работают специалисты высокого класса

Работа методкабинета во все времена строилась соответственно содержанию образования в определенный временной период. В 90-е годы эта работа приобрела новую направленность, что отразилось и в названии РИМЦ, что означает районный информационно-методический центр. Однако то, что всегда было главным содержанием работы РМК - обобщение и распространение опыта, проведение школьных олимпиад, упоминание о которых находим уже в 1949 году, работа секций, смотры кабинетов, работа с кадровым резервом, - осталось главным и сейчас. Но в последние годы РИМЦ работал еще и по другим, не менее важным направлениям, как то:

  • создание условий для творческой работы коллективов;
  • определение новых подходов, средств, форм методической деятельности, способствующих обновлению содержания образования;
  • развитие системы непрерывного образования педкадров, содействие аналитической деятельности учителя, приобщение его к самоанализу;
  • совершенствование форм и методов работы по развитию творческих способностей детей, создание целевой программы «Одаренные дети», в рамках которой проводятся олимпиады школьников по 17 учебным дисциплинам.


Отчет директора ООШ № 25 (cm. Челбасская) на Совете РОНО. Слева направо: А. Н. Редько, А. А. Баикеев, Т. В. Коротицкая, В. С. Богомил, Л. Л. Резникова, А. Е. Дашутин

Реализация этих направлений заставляет совершенствовать формы работы, и сотрудники РИМЦ, а сегодня здесь работают высококлассные специалисты, ищут и находят все новые «изюминки» в, казалось бы, навсегда устоявшейся и все нашедшей методической деятельности.

Дни педагогического общения, экспериментальная система ГАС, профессиональные конкурсы «Учитель года» - все это прочно вошло в жизнь педагогов района, как и конкурсы технического творчества, смотры-конкурсы по экологическому воспитанию. На базе РИМЦ разработана (и утверждена сессией депутатов райсовета) «Программа непрерывного духовного и физического развития детей, подростков и молодежи Каневского района» - важный шаг в истории районного просвещения.

Заслуживает внимания еще одна сторона деятельности РИМЦ. В феврале 1994 года при РИМЦ отдела образования был создан отдел централизованного комплектования учебной литературы для школьных библиотек. Комплектованием библиотек до 1994 года занималась Т. Н. Доброславская, сделавшая много для налаживания этой работы. За короткий срок отдел комплектования библиотек Каневского РУО, которым сейчас руководит Г. М. Кобозева, стал одним из лучших в крае. В 1997 году в составе РИМЦ он был переведен в новое помещение, где под одной крышей объединились РИМЦ, Центр детского творчества, Центр профессиональной подготовки и библиотека РИМЦ с читальным залом.

Главное направление и работе отдела - библиографическое обеспечение учебного процесса.

С помощью компьютера здесь осуществляется библиографическая обработка новых поступлений, оформляются рекламные библиографические списки и календари новинок. При проведении семинаров руководителей методобъединений используются видеоматериалы с тематическими планами издательства «Просвещение».

Отдел напрямую сотрудничает с издательством «Новая школа», регулярно получая по договору для информационной работы новинки методической и научно-педагогической литературы. В отделе работает выставка-продажа литературы регионального представительства издательства «Просвещение». На выставке представлены образцы новых учебников и методической литературы ведущих учебных издательств России, а также тематические планы издательств, рекламные списки, прайс-листы, каталоги, сигнальные экземпляры. Учителя, учащиеся и родители имеют возможность познакомиться со всем этим, тут же сделать предварительный заказ и приобрести все необходимое.

Активизация работы с учебной книгой дает положительные плоды: в школах района регулярно проводятся семинары по учебной литературе, основные проблемы обеспечения учебниками решаются на месте.

Давно уже забыты те времена, когда на урок приходил учитель со средним специальным, а то и просто средним образованием. Сегодня в школах района работают 1 165 учителей и воспитателей, 876 из них имеют высшее образование, которое не закончилось с получением диплома. Учитель - вечный ученик, он учится всегда, изменяются только формы обучения. И в этом постоянном непрерывном творческом росте на помощь ему придет каждый из 12 работников РИМЦа.

И не только они. Помощь каждому обратившемуся учителю окажет любой из инспекторов и ведущих специалистов районного управления образования (РУО). Каждый из них призван не только инспектировать, но при случае и показать, как надо вести урок, какими методами пользоваться, как разрешить ту или иную ситуацию. В годы моей работы в школе, когда инспекторов всего было трое - В. Г. Старун, Т. В. Коротицкая и Л. И. Никифорова, они поступали именно так. Да и сам В. С. Богомаз, бывало, попав на «погибающий» урок (может быть, просто от растерянности учителя), становился к столу и доводил урок до конца, тем самым показав растерявшейся учительнице, как надо это делать.

Институт инспектуры, возникший сразу после освобождения района от фашистов, реорганизовывался и реформировался постоянно. В том далеком 1943 году первым инспектором районо был Ф. И. Сидоренко.


За ним в разные годы в должности инспектора школ были:
Оверя Леся Павловна - 1943 г.
Сергеева Валентина Григорьевна - инспектор ДДУ
Ляхов Яков Степанович - 1944г.
Иванова Ольга Леонтьевна - 1944 г.
Жирова Наталья Анисимовна - 1944 1950 г.
Морозов Сергей Федорович - 1945 г.
Панченко Любовь Васильевна - инспектор ДДУ (1949 г.)
Игнатова Анна Семеновна - инспектор ДДУ (1949 г.)
Онипко Лаврентий Прокофьевич - инспектор вечерних школ
Крамарь Степан Лукич - инспектор вечерних школ
Косоногова Анна Ивановна
Пехотный Кузьма Никифорович
Давидепко Борис Васильевич
Овчинников Федор Антонович
Лошкарев Яков Константинович
Рябчикова Лидия Федоровна - инспектор ДДУ
Ольшанская Мария Нестеровна - инспектор ДДУ
Алексеева Галина Павловна - инспектор ДДУ
Калмыков Серафим Степанович
Мачула Анна Филипповна
Терехина Евгения Эдуардовна
Никифорова Лидия Ивановна
Старун Валентина Георгиевна
Коротпцкая Таисия Васильевна
Соловьева Лидия Григорьевна
Терещенко Зинаида Михайловна - инспектор ДДУ
Синерукий Григорий Иванович - заместитель заведующего РОНО
Селюк Нина Павловна
Кучеренко Татьяна Сергеевна
Зубков Олег Петрович
Христолюбова Валентина Александровна
Амелина Раиса Алексеевна
Колесникова Лидия Кузьминична
Кебурия Валентина Ивановна
Диденко Лариса Андреевна
Галенко Анна Степановна
Пономаренко Ольга Сергеевна
Кокорева Татьяна Федоровна
Садыкова Евгения Васильевна

Все они, проработавшие кто больше, кто меньше, были в истории нашего просвещения, и было бы несправедливым забыть их. Их награждали нечасто, и на августовских педсоветах, когда десятками называли имена учителей, работающих добросовестно и результативно, почти никогда не хвалили инспекторов, работу которых оценить было нечем - не было меры оценки. Может поэтому с особенной признательностью воспринимались такие строки:

Приказ № 15

По Каневскому РОНО 14.02.75 г.

15 февраля 1975 года исполняется 10 лет работы в отделе народного образования инспектора школ Коротицкой Таисии Васильевны.

Опытный методист, умелый организатор, Т. Коротицкая всегда стремится оказать максимальную помощь педагогическим коллективам и руководителям школ, постоянно ищет новые формы руководства, инспектирования и совершенствования работы педколлективов и отдельных учителей.

Коротицкой Т. В. объявить благодарность и наградить почетной грамотой РОНО и РК профсоюза работников просвещения.


Т. В. Коротицкая - самый опытный инспектор РОНО (в центре)


А она проработала в РОНО 30 лет, Таисия Васильевна Коротицкая, разве этого мало? Так же долго работала в районе и запасной учитель Елена Тимофеевна Сологуб, первый и надежнейший помощник заведующего, человек, которому доверял он так же, как и самому себе.

Шли годы, инспектора уходили в школы рядовыми учителями и руководителями, а на их место приходили другие, моложе и современнее, чтобы продолжить старую, как мир, и вечную работу просвещения.

Девяностые годы - годы перемен, и история еще определит, каких. Произошли изменения и в организационно-аппаратной работе образования района: в 1997 году отдел перепрофилирован в управление, в связи с этим пересмотрены должностные обязанности его работников.

В настоящее время в штате управления числятся начальник и его заместитель, два заведующих отделами, три ведущих специалиста, инспектор по охране детства и инспектор по кадрам, секретарь и водитель.

Но какие бы структурные изменения не вносились в систему просвещения, главным остается ее назначение: учить и воспитывать детей.

От истоков к развитию…

Виноградова Галина Акимовна,
директор МКУ «РИМЦ»
муниципального образования
Каневской район

2011 год… 1 февраля…Руководитель районного информационно-методического центра…

Даже не думала, что мне доверят муниципальную методическую службу. С чего начать и как построить работу так, чтобы выйти на новый качественный уровень? Конечно, прежде всего необходимо определить, что важно и нужно сделать в ходе модернизации образования методическому центру?А для этого надо было изучить историю становления районной методической службы.

И нашла я истоки зарождения методического сопровождения учительства Каневского района в книге Валентины Григорьевны Моторной «Ступени».В главе «От райпедкабинета до РИМЦ» читаю: « … уже в ноябре, после того как начались занятия в школах в новом 1943/44 учебном году, заведующая районо О. Л. Иванова издает приказ (№ 118 от 1.11.43 г.), параграф пятый которого определяет: «Назначить зав. райпедкабинетом т. Сергееву В. Г. (с окладом 400 руб.)».

Поразило меня, конечно, то, что в такое тяжелое военное время думали не только о военном обеспечении армии, не только о хлебе насущном, не только о восстановлении разрушенного, но и о том, что «в это суровое время учитель должен был получить полноценную консультацию, необходимый совет, методическую помощь» для обучения ребят в школах.В том же месяце (Пр. № 126 от 26.11.43 г.) назначаются руководители районных предметных комиссий «по физике - Асмолова Н. К., по русскому языку и литературе Марков Л. В., по географии Салион И. Е., по истории - Абрамова Г. Н., по естествознанию - Жарко Ф. А., по немецкому языку - Сухонос Л. П.», а также руководители кустовых методобъединений.Это в 1943 году!

Шли годы 50-е, 60-е,70-е, 80-е, 90-е, и заработал райпедкабинет в полную силу. Его заведующими в разные времена были В. Г. Сергеева, М. И. Шкуро, М. Ф. Хорошильцева, Г.И. Дуленко, Л.В. Бондаренко, Т.В. Коротицкая, Т.Н. Доброславская. В годы работы руководителей районного управления образования Василия Сергеевича Богомаза, Нины Павловны Селюк, методический кабинет сосредоточил свои усилия на обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации поставленных задач в образовании, обобщению и распространению педагогического опыта. В 70-х годах введены в штатное расписание ставки методиста, главного помощника учителя.

В 90-е годы методический кабинет перерос в районный информационно-методический центр, так как по велению времени в работе по методическому сопровождению школ появились новые направления – усиление мер по созданию условий для творческой и новаторской работы педагогических коллективов; внедрение новых подходов, средств, форм методической деятельности, способствующих обновлению содержания образования; развитие системы непрерывного образования педагогических кадров; совершенствование форм и методов работы по развитию интеллектуальных способностей детей, создание целевой программы «Одаренные дети», в рамках которой стали проводиться олимпиады школьников по 17 учебным дисциплинам. Работа с молодыми педагогами является неотъемлемой частью работы центра. С целью повышения профессионального педагогического мастерства молодых педагогов начинает работать школа адаптации молодого специалиста «Надежда». Ежегодно школа выпускала и выпускает сегодня более двадцати молодых учителей, получивших знания по методике учебного предмета.

На рубеже двух веков под руководством Светланы Борисовны Мокроусовой в 1998 году коллектив РИМЦ получает диплом краевого I-го тура смотра-конкурса методической работы.

Время не стоит на месте и предъявляет новые требования к образованию, разрабатываются и утверждаются стандарты в образовании. В новом веке каждый педагог должен работать на результат в соответствии с новыми требованиями. А куда учитель обратится за помощью? Конечно, в РИМЦ, где уже и библиотека функционирует, и первые компьютеры установлены, и в штате работают 12 методистов, готовых оказать методическую поддержку педагогам и школьным командам. Такое развитие методической службы во многом достигнуто благодаря директору РИМЦ Карине Ашотовне Джангировой. Дни педагогического общения, экспериментальная система ГАС, профессиональные конкурсы «Учитель года», педагогическое издание «Наша газета», методический журнал «Диалог», главным редактором и вдохновителем которого является Семилейская Нина Алексеевна, – все это прочно вошло в жизнь педагогов района. В 2006 году коллектив методического центра принимает участие в региональном этапе всероссийского конкурса-смотра муниципальных методических служб «Методическая служба – образованию России», занимает 1 место и становится лауреатом межрегионального этапа этого конкурса.

В 2011 году, возглавив районную методическую службу, передо мной встала задача не останавливаться на достигнутом, а усилить импульс в развитии качественного образования, отталкиваясь от постулата, что «методист – педагог–профессионал, учитель учителей», осуществлять методическое сопровождение педагога на длинной дистанции становления от новичка до мастера-профессионала. И самое главное – обеспечить готовность педагогических работников к реализации новых ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития в контексте стандарта «Педагог».

До 2012 года РИМЦ входил в структуру управления образования, а с июня 2012 года уже создано самостоятельное муниципальное бюджетное учреждение «Районный информационно-методический центр» муниципального образования Каневской район – организационная структура в муниципальной системе образования, объединяющая субъекты образовательной деятельности и реализующая функции их методической поддержки, сопровождения в целях обеспечения новых образовательных результатов.

Какими компетенциями должен владеть педагог? Внедрять личностно-ориентированные технологии, приобретать знания о психологическом развитии человека и особенностях поколения ZET, проводить адекватную самооценку, повышать качества подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации, уметь переформулировать информацию учебного предмета в продуктивно-проектные задания, уметь работать в команде и нести ответственность за общие результаты педколлектива и, может быть, самое главное и нужное –выстроить программу своего профессионально-личностного саморазвития. Вот в таком ключе начинает выстраивать свою работу центр. И вот результат:

  • по итогам 2012-2013 учебного года МБУ РИМЦ присваивается звание «Лидер инновационного образования» Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» за результативное участие в мероприятиях программы – 7 победителей и 15 призеров всероссийского уровня;
  • по итогам 2013-2014 учебного года наш центр удостоен звания «Учреждение года», а также входит в список «100 лучших образовательных учреждений России» Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России»;
  • в 2015 году МБУ «РИМЦ» присвоен статус краевой инновационной площадки по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в инновационном образовательном пространстве непрерывного педагогического образования муниципального образования Каневской район», в рамках которой по накопительной системе прошли обучение более 230 учителей начальных классов, химии, биологии, географии, истории, физической культуры.

С 2018 года бюджетное учреждение становится казенным. В МКУ «РИМЦ» трудится 17 специалистов по разным направлениям деятельности, сопровождая все требования образовательных организаций муниципалитета: предметные области и воспитательные аспекты деятельности, методическое содержание работы учителя и воспитателя, управленческие составляющие руководителя школы и заведующей детским садом.

«Образовательный бум» увеличивает потребность в образованных и профессионально компетентных людях, имеющих фундаментальную подготовку по своей специальности и готовых к освоению новых знаний и принятию решений в изменяющейся ситуации. В районе осуществляют свою образовательную деятельность более 1500 педагогических и руководящих работников в 29 общеобразовательных, 36 дошкольных и двух организациях дополнительного образования. И в настоящее время при реализации сетевых программ дополнительного профессионального педагогического образования наше учреждение создает единое для всех субъектов образовательной деятельности информационное пространство, позволяющее педагогам оперативно получать информацию об организационно-педагогических мероприятиях.

Функционирует организационно-функциональная модель инновационного пространства непрерывного педагогического образования, построенная по уровневому принципу, в которой координацию профессионального взаимодействия осуществляет методический центр в условиях сетевого взаимодействия с институтом развития Краснодарского края и с Армавирским государственным педагогическим университетом, обеспечивающими научное сопровождение педагогической деятельности; а также с профессиональными сообществами, партнерами по сетевым проектам, инновационными площадками района. За такую активную инновационную деятельность МКУ «РИМЦ» награжден Благодарственным письмом министерства образования, науки и молодежной политики (приказ от 09.04.2018г. № 1321).

На базе района проходят уже ставшие традиционными краевые сертифицированные обучающие семинары, фестивали открытых уроков и внеурочной деятельности, педагогические чтения, конференции, мастер-классы, круглые столы, взаимные проекты и т.п. Более 150 педагогов получили краевые сертификаты и воспользовались ими при прохождении своей аттестации на первую и высшую категории.

Каждый новый день приносит новые проекты, которые мы реализуем в образовании муниципалитета.

И вот нам 75 лет!!! Много это или мало? В истории человечества – капля, в истории системы образования Каневского района - немало, а в истории методических служб – глобально много. Целая человеческая жизнь, юбилей, когда оглядываются на жизненные достижения, оценивают по-новому пережитые удачи и неудачи. Так и в нашем центре, который прошел путь от райпедкабинета до организации под названием МКУ «РИМЦ», понимаешь, что методическая служба – это система. Понятие «система» означает не набор, не любой перечень методических мероприятий, как бы ни был он велик. Система имеет цель, структуру, специально сформированные, действующие связи и отношения между компонентами, и обязательно продуктом ее деятельности являются показатели профессионального роста, которые не могла бы дать ни одна из составляющих систему частей, взятая сама по себе в отдельности.

Вспоминается притча из «Лестницы Якова» российского философа, писателя Григория Померанца, в которой главная мысль –как бы ни была высока лестница Якова, но «с каждой ступени видны звезды».

Двигаясь вперед по направлениям вектора развития образования, мы продумываем современные подходы для деятельности муниципального центра, платформой которой являются: методическое сопровождение, методическое обеспечение, методический аудит - вместе в целом обеспечивающих высокий результат в инновационном образовательном пространстве Каневского района.